Страшный голод в осаждённой Самарии, и чудесное спасение
После того, как Израильский царь по указанию пророка Елисея накормил пленных сириян, которых Господь сначала ослепил, а потом исцелил их глаза, на земле Израиля некоторое время был мир. Но царь Сирийский не оставил своих коварных планов о захвате соседней страны, и выбрав удобный момент, когда в Израиле в течение нескольких лет был неурожай, собрал великое войско и напал на Израиль, осадив его столицу, Самарию. И в осаждённой Самарии начался великий голод.
"Однажды царь Израильский проходил по стене, и женщина с воплем говорила ему: помоги, господин мой царь. И сказал он: если не поможет тебе Господь, из чего я помогу тебе? с гумна ли, с точила ли?" (4Цар.6:26,27)
Расскажу по порядку, что там произошло.
Увидев устремившуюся к нему с воплем женщину, царь Израиля сначала подумал, что она просит его о спасении от голодной смерти. Поэтому в ожесточении сердца отверг её просьбу, отослав к Господу Богу, мол, не он навёл голод на жителей Самарии, а Бог допустил, вот Его и проси о спасении.
Но женщина всё же не отступилась от царя, потому что просила она царя не о пище, а о справедливом суде в её споре с другой женщиной. В то время в Самарии был настолько свирепый голод, что появились случаи каннибализма. И эта женщина возвестила царю, что они договорились с другой женщиной, тоже видать вдовой, ибо мужья их не упоминаются, убить и сварить сначала её сына, а на следующий день убить и съесть сына второй женщины. И съели они её сына, но на другой день вторая женщина спрятала своего сына — видать, когда голод отступил, она очнулась от своего безумия и пожалела своё дитя.
"Царь, выслушав слова женщины, разодрал одежды свои; и проходил он по стене, и народ видел, что вретище на самом теле его". (4Цар.6:30)
"И сказал (царь): пусть то и то сделает мне Бог, и ещё более сделает, если останется голова Елисея, сына Сафатова, на нём сегодня". (4Цар.6:31)
На Израиль напали полчища Сирийского царя, Венадада, и осадили Самарию, что привело к страшному голоду. Видя случившееся, Израильский царь решил, что Господь Бог судит их за какую-то вину пророка Елисея (ведь и раньше, и в наше время людям свойственно искать, кого-то одного виновного, потому что, не могут быть виноваты все кроме одного — думают они).
Не увидел же царь причину бед обрушившихся на жителей Самарии, потому что не там искал — не в политике государства причина несчастий и не в том, что в Израиле жил и служил Богу пророк Елисей, а в отступничестве десяти колен Израиля от заповедей Божьих. Ещё при разделении Израильского царства на две части после смерти царя Соломона, Иеровоам воздвиг золотых тельцов на высотах в Вефиле и в Дане и повелел народу: "Не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской" (3Цар.12:28). С тех пор много царей было в Израиле, но жертвенники на высотах так и стоят там.
А ведь Моисей предупреждал израильтян, что если они будут верны заповедям Божьим, то Господь изольёт на них множество благословений, а если отступят от заповедей Божьих, то многие беды обрушатся на них, такие что они будут поедать плод чрева своего (см. Втор.28:53).
Чтобы показать Израильскому царю и жителям Самарии, что не из-за пророка Елисея Господь Бог допустил голод в осаждённом городе, а из-за их грехов, в то время, когда разгневанный царь со слугами своими пришёл к Елисею, было слово Господне к пророку Елисею: "Так говорит Господь: завтра в это время мера муки лучшей будет по сиклю и две меры ячменя по сиклю у ворот Самарии" (4Цар.7:1).
"Четыре человека прокажённых находились при входе в ворота и говорили они друг другу: что нам сидеть здесь, ожидая смерти? Если решиться нам пойти в город, то в городе голод, и мы там умрём; если же сидеть здесь, то также умрём. Пойдём лучше в стан Сирийский. Если оставят нас в живых, будем жить, а если умертвят, умрём. И встали в сумерки, чтобы пойти в стан Сирийский. И пришли к краю стана Сирийского, и вот, нет там ни одного человека". (4Цар.7:3-5)
Ночью Господь сделал так, что в Сирийском стане послышалось, будто множество колесниц и коней окружает их, и испугались сирияне и, бросив всё побежали. Поэтому когда под утро прокажённые вошли в их стан, то увидели что он пуст. И ели они и пили, и взяли оттуда серебро и золото, и одежды и спрятали небольшую часть (см. 4Цар.7:8).
"Но потом (прокажённые) сказали друг другу: не так мы делаем. День сей — день радостной вести, если мы замедлим и будем дожидаться утреннего света, то падёт на нас вина. Пойдём же и уведомим дом царский. И пришли, и позвали привратников городских, и рассказали им, говоря: мы ходили в стан Сирийский, и вот, нет там ни человека, ни голоса человеческого, а только кони привязанные, и ослы привязанные, и шатры, как быть им. И привратники передали весть в самый дворец царский… И вышел народ, и разграбил стан Сирийский, и была мера муки лучшей по сиклю, и две меры ячменя по сиклю, по слову Господню". (4Цар.7:9-16)
Почему именно прокажённые стали вестниками о спасении столицы Израиля, Самарии?
Во-первых, потому что они находились хотя и у ворот города, но были не в нём, а снаружи: по закону Моисееву все прокажённые являются нечистыми, и должны быть изолированы от людей (см. Лев.13:11).
Есть ещё одна причина, почему не кто иной, а именно эти четверо прокажённых возвестили жителям Самарии о чудесном спасении. Вот что сказано о них в комментариях к Танах: "Мальбим приводит мнение мудрецов, которые считают, что этими прокажёнными был Гехази (Гиезий) и его три сына. Мальбим пишет, что всех остальных прокажённых исцелил Элиша (Елисей), подобно тому, как он исцелил Наамана (Неемана), но это к Гехази и его сыновьям не относилось, так как проказа явилась им наказанием, которое наложил на них сам Элиша (см. 4Цар.5:21-27)".
То есть, согласно комментария к Торе Мишеля Виссера (Мальбим) следует, что Господь Бог ещё раз допустил для Гиезия и его сыновей испытание веры: они, как и раньше, изберут тленное серебро и золото или, возлюбив ближних своих, отвергнут грех сребролюбия и возвратятся к городским воротам, чтобы возвестить страдающим единоверцам благую весть о Божьем спасении. И прокажённые поступили по Духу: они возвратились к городу и рассказали жителям Самарии о том, что Сирияне, побросав всё имущество, бежали от города.
Так Господь Бог защитил доброе имя Своего пророка Елисея и спас его от царского гнева, а Самарян спас от голодной смерти или рабства.
А четверо прокажённых?.. После того, как они — люди, всеми отверженные, бывшие по закону нечистыми, — подумали о своём народе и, оставив лежащее пред ними золото и серебро, возвратились назад к городу и возвестили израильтянам радостную весть о чудесном Божьем спасении, думаю, что после этого Господь исцелил их от проказы. После чего священник, осмотрев кожу, на основании Моисеева закона объявил их чистыми.
Комментарий автора: Моисей предупреждал народ Израиля, что если они отступят от Божьих заповедей, то многие беды обрушатся на них, такие что они будут поедать плод чрева своего. Но израильтяне не внимали закону Господню, и через это пожали горькие плоды великой печали... Но Бог даже в такой ситуации не оставил народ Свой.
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Писатель, популяризатор христианских ценностей и христианского учения.
Прочитано 1397 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Восьмое марта. - Владими́р Божий Давайте учиться размышлять, вываривать в разуме те или иные события и явления. Давайте учиться читать Живую Книгу "Жизнь". И есть творчество...
Поэзия : Осеняю себя не крестом - Людмила Солма *) примечание:
Очень-очень старое стихо, неоднозначное в моем личном осмыслении - ни тогда в 1975г., ни сейчас - как вновь наткнулась в своих записях на этот криво вырванный из дневника, которого давным уже давно нет, листок...
Выплеснулось одномоментно. Как по наитию наваждения... И до сих пор вызывает удивление необъяснимо мятежной крамолой. Взгляд чуждый и несвойственный моей юности. До абсолютнейшей противостественности. Тяжеловесно-декадентская случайная мысль...
И хотите верьте, хотите нет: но, как только набрала полностью этот стихо-текст, даже не успев сохранить в файле, внезапно отключился свет...
Через несколько минут снова включаю компьютер и заново набиваю в Word это стихотворение.
А мысленно по ходу соображаю: старые записи... забытая памятность событий... Стоит ли ворошить все это нынешним осмыслением?!
Сейчас мне думается, это было, скорее всего, эмоционально-метафорическое эхо чего-то, навеянного каким-то книжным, скорее всего, прочтением... Хотя, помнятся немного и расплывчато-смутные события того давнего февраля. Необъяснимое созвучие разума и сердца -абсолютно чуждому мгновенью?! Поэзия раздумий и осмысления...
Немного подредактировала его, расставив акценты знаков препинания, заменив пару-тройку слов. Поискала среди памятно-знакомых классических стихов более подходящие эпиграфы и остановила свой выбор на трех 4-стишиях из И.Северянина - как показалось мне вчера вечером, наиболее характерных именно многозначием того неясно-уловимого для меня нынешней, эмоционального настроения или смысла, изложенного в этом старом моем стихе:
*Отходная Петрограду*
«Ты проклят. Над тобой проклятья.
Ты точно шхуна без руля.
Раскрой же топкие объятья,
Держащая тебя земля...»
(Игорь Северянин, 1918-VII)
*Осенние листья*
«Осеню себя осенью – в дальний лес уйду.
В день туманный и серенький подойду к пруду.
Листья, точно кораблики, на пруду застыв,
Ветерка ждут попутного, но молчат...»
(Игорь Северянин, 1929)
*Конечное ничто*
«Мы призраками дуализма
Приведены в такой испуг,
Что даже солнечная призма
Таит грозящий нам недуг...»
(Игорь Северянин, 1918-ХП)
И решилась все-таки выставить это стихотворение читателям на обозрение. Возможно кто-то, да задумается на минутку о бренности сиюминутных настроений. И поймет, что жизнь в общим-то не стоит того, чтобы безысходно отчаиваться, впадая в черный пессимизм. Стоит только оглянуться вокруг себя, посмотреть в глаза близких и знакомо-незнакомых людей, переосмыслить сумбур собственной души. Возможно причины духовного одиночества таятся в нас самих – в нашем непомерном величии Эго...
На этой житейски-философской мысли я и закончу свои раздумья над загадкой старого обрывка из забытого мной, выборочно "разоренного" когда-то дневника...
Людмила Солма, 15.10.2007г.